Новости и разъяснения

Обязанность раскрывать бенефициаров возложена на все юридические лица в РФ, за небольшими исключениями!

Опытные юристы в ПитереСфера регулирования Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов..." распространяется теперь не только на противодействие легализации преступных доходов, но и на отношения юридических лиц (примечание: причем без каких-либо "сужающих" критериев, т.е. любых юридических лиц, коммерческих и некоммерческих, и надо полагать, в том числе иностранных, ведущих деятельность на территории РФ и вставших на налоговый учет в РФ) и федеральных органов власти, связанные с установлением бенефициарных владельцев юридических лиц. Иными словами, установление бенефициарных владельцев теперь будет самостоятельной сферой деятельности ряда федеральных государственных органов (Федеральная служба по финансовому мониторингу, ФНС и иные уполномоченные Правительством РФ органы).


Под "бенефициаром" для целей внесенных поправок понимается физическое лицо, которое:

- прямо или косвенно (через третьих лиц) владеет более 25 %  капитала организации (примечание: получается, у организации, у которой 4 бенефициара с долей ровно 25 % капитала, бенефициаров, учет которых оно должно вести согласно внесенных поправкам, не имеется)

- либо имеет возможность контролировать его действия  (примечание: это предельно широкая и непонятная формулировка, поскольку не расшифрованы критерии для установления наличия такой возможности)


Примечательно также, что формулировка "физическое лицо" - это как гражданин РФ, так и лицо без гражданства, так и иностранный гражданин. Это имеет значение для совместных предприятий


Согласно появившейся статье 6.1 Федерального закона, каждое юридическое лицо должно:


- располагать информацией о своих бенефициарах, в каждый текущий период времени, на текущую дату, и за прошлые пять лет (примечание: получается, пять лет - это срок давности хранения документов, который начинает течь с даты вступления поправок в силу, т.е. с 21.12.2016 г.; таким образом, к примеру, на 22.12.2021 г. у организации должна быть информация о бенефициарах, полученная начиная от 23.12.2016 г.); указанная информация должна регулярно, не реже одного раза в год, обновляться и документально фиксироваться (т.е. раз в год надо проходить процедуры по установлению бенефициаров и документально фиксировать результаты)


Защта прав в суде- принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по установлению в отношении своих бенефициаров следующих сведений: фамилия, имя, а также отчество (если иное не вытекает из закона или национального обычая), гражданство, дата рождения, реквизиты документа, удостоверяющего личность, данные миграционной карты, документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации, адрес места жительства (регистрации) или места пребывания, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии);


- хранить документацию (надо полагать, в документальном виде, на случай запроса уполномоченного органа) о принятых мерах по установлению в отношении своих бенефициаров вышеуказанных сведений. Перечень таких мер для целей поправок пока отсутствует, но теоретически стоит ориентироваться на аналогичный перечень мер, установленный Письмом Центрального Банка России от 28.01.2014 г. № 14-Т по вопросам идентификации организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, бенефициарных владельцев:


  • анкетирование участников 
  • изучение учредительных документов участников - юридических лиц 
  • устный опрос участников с занесением установленных данных в анкету (досье)
  • использование внешних доступных источников информации (СМИ, Интернет)
  • иные меры по усмотрению организации.


Интересно, что в Письме ЦБ РФ № 14-Т от 28.01.2014 г. предусмотрено, что если в результате принятых мер не удалось установить бенефициаров юридического лица, то таким бенефициаром признается единоличный исполнительный орган. В поправках данная ситуация не урегулирована.


Также Вас может заинтересовать: Новый вид недвижимого имущества - машино-место!


Поправки предусматривают, что организация должна по запросам налоговых органов, Федеральной службы по финансовому мониторингу, иных уполномоченных Правительством РФ органов, предоставлять следующую информацию:


  • о бенефициарах
  • либо о мерах, принятых организацией в целях установления бенефициаров (надо полагать, имеются ввиду те случаи, когда, несмотря на все принятые меры, установить бенефициаров так и не удалось)


Порядок и способы предоставления информации еще будут урегулированы Правительством РФ путем принятия отдельного акта. 


Также, в случаях, предусмотренных законодательством РФ, организация должна раскрывать информацию о своих бенефициарных владельцах в бухгалтерской отчетности (примечание: в настоящий момент есть только обязанность указывать "связанных лиц" в случаях совершения сделок со "связанными лицами").


Об ответственности:

Защита собственности в судеВ КоАП РФ внесена новая статья 14.25.1, которая предусматривает санкции за неисполнение организациями своих новых обязанностей, зафиксированных поправками:


за невыполнение обязанностей по установлению, хранению, обновлению и предоставлению по запросам уполномоченных органов (ФНС, Федеральная служба по финансовому мониторингу, иные уполномоченные Правительством РФ органы) информации о бенефициарах, а также о мерах, принятых в целях установления бенефициаров, предусмотрены штрафы: 

- на должностных лиц - от 30 до 40 тыс. руб.; на юридических лиц - от 100 до 500 тыс. руб. 


Штраф накладывается в судебном порядке, протоколы об административном правонарушении  уполномочены составлять: должностные лица налоговых органов, ЦБР и Федеральная службы по финансовому мониторингу.


Вопросы и неясности, связанные с принятыми поправками:


  • положения об учете бенефициаров внесены в закон, посвященный борьбе с отмыванием денег, полученных преступным путем, и финансированием терроризма - следует ли из этого, что контроль за бенефициарами будет производиться уполномоченными органами только в рамках борьбы с отмыванием денег и финансированием терроризма, или эти положения будут применяться также при расследовании экономических и налоговых преступлений, и в иных сферах деятельности государственных органов? Видимо, ответ на этот вопрос даст практика.
  • п. 3 ст. 53.1 Гражданского кодекса РФ предусматривает, что лицо, имеющее фактическую возможность определять действия юридического лица, в том числе возможность давать указания лицам, занимающим должности в органах управления юридического лица или являющимся участниками юридического лица, обязано действовать в интересах юридического лица разумно и добросовестно и несет ответственность за убытки, причиненные по его вине юридическому лицу. В связи с этим возникает вопрос (ответ на который опять же даст практика): можно ли будет, используя принятые поправки, выявлять и привлекать бенефициаров к возмещению убытков, причиненных ими юридическому лицу?
  • п. 4 ст. 10 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" предусмотрено, что если должник признан несостоятельным (банкротом) вследствие действий и (или) бездействия контролирующих должника лиц, то такие лица в случае недостаточности имущества должника несут субсидиарную ответственность по его обязательствам. Возникает следующий вопрос, на который должна ответить практика: можно ли будет, используя принятые поправки, выявлять бенефициаров и привлекать их к ответственности по обязательствам должника в рамках процедуры банкротства?

Как уже было сказано, приняты поправки вступают в силу с 21.12. 2016 г.


С Уважением,

Адвокаты Юридической фирмы "ТРИАРИЙ"

01.08.2016 г.